История мебели - Русская мебель при Екатерине II: классицизм

 
Каталог мебели MebSite.ru Статьи История мебели Русская мебель при Екатерине II: классицизм
Кухонная мебель
Кухонные гарнитуры
Обеденные группы
Столы
Стулья
Кухонные уголки
Кухонные шкафы и тумбы
Мойки и смесители
Вытяжки
Плиты и духовки
Варочные панели
Посудомоечные машины
Холодильники
Аксессуары для кухни

Мебель для дома
Мягкая мебель
Детская мебель
Шкафы-купе
Мебель для спальни
Мебель для гостиной
Прихожие
Домашние кабинеты
Столы
Стулья
Компьютерные столы
Журнальные столы
Шкафы
Стеллажи и полки
Комоды
Матрасы
Межкомнатные перегородки
Мебель для ванной
Стойки для аппаратуры
Двери
Окна
Плетеная мебель
Кованая мебель
Гардеробные комнаты
Люстры и светильники
Аксессуары для дома

Офисная мебель
Мебель для персонала
Кресла для персонала
Кабинеты руководителя
Кресла руководителя
Офисные стулья
Кресла для посетителей
Мягкая мебель
Президент-комплекты
Сейфы
Металлические шкафы
Офисные перегородки
Офисные столы
Тумбы
Офисные шкафы
Стойки ресепшн
Мини-кухни
Аксессуары для офиса

Элитная мебель
Гостиные
Спальни
Прихожие
Кухни
Кабинеты
Мягкая мебель
Стенки и шкафы
Мебель для детей
Лестницы
Аксессуары

Специализированная мебель
Мебель для гостиниц
Мебель для дачи
Школьная мебель
Мебель для кинотеатров
Мебель для баров и кафе
Медицинская мебель
Мебель для парикмахерских

Мебель на заказ
Мебель для кухни
Домашняя мебель
Мебель для офиса
Шкафы-купе
Специализированная мебель
Комплектующие мебели



Русская мебель при Екатерине II: классицизм



Активная позиция в международной политике и положение великой державы обязывали русский двор не уступать в роскоши и богатстве дворам европейских стран. Крупные заказы на мебель, недоступные многим европейским дворам, характерны для России екатерининского времени. Главным поставщиком роскошной и дорогой мебели со сложными механизмами был Давид Рентген, знаменитый мебельный мастер и владелец мастерской в Нейвиде. Мебель приобреталась у Рентгена целыми партиями, он делал много специальных предметов по заказу, а также привозил стандартную нейвидскую продукцию. Мебель Давида Рентгена во многом определила пути развития парадной мебели русского классицизма. Кроме Рентгена, мебель для дворцов Петербурга, Павловска и Гатчины делали лучшие мастера Парижа: Ж. Жакоб, Ж. А. Ризенер и др.

Однако привозная мебель не могла удовлетворить нужды царского двора и знати, поэтому в России появились собственные мебельные производства, работавшие для двора и аристократии, которые организовывались иностранными мастерами: Г. Гамбсом, А. Туром, Шарлеманем и др.

Дорогую мебель русского производства проектировали архитекторы, создававшие в это время дворцовые ансамбли: В. Растрелли, Ч. Камерон, В. Бренна, Дж. Кваренги и др., а выполняли по чертежам русские столяры. В императорских дворцах и дворянских домах появились гарнитуры целых комнат по чертежам архитекторов, которые проектировали интерьер.

Последняя треть XVIII века - время расцвета в России усадебной культуры. В это время происходит обустройство и переустройство дворянского хозяйства, быта, жилья.

А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины XVIII века, описывая свое возвращение со службы домой в 1762 году, рассказывает, что он "велел выломать все старинные лавки и полки; выбелил потолок, стены и печь; вынес передний длинный и простейший дубовый стол, отыскал другой складной и лучший, а для сидения успел отделать и обить канапе и дюжину стульев". После этого он заказал столяру соседнего помещика новую мебель, а также отдал своего крепостного на обучение столярному и резному делу. Подобный процесс происходил повсеместно; помещики заводили себе целые мебельные мастерские - особенно славилась мебель из мастерских Шереметевых, Юсуповых, Куракиных.

Во второй половине XVIII века происходит дальнейшая дифференциация видов мебели по назначению. Наличие собственных мастеров в каждом имении позволяло варьировать виды мебели по форме, материалу, отделке в соответствии с нуждами и личными вкусами хозяина. Мебель этого времени, выдержанная в стиле классицизм, отвечала общим настроениям эпохи с ее войнами, победами, идеями государственного могущества и гражданственности.

В противовес пышности, неконструктивности и камерности мебели рококо, характерной для времени правления Елизаветы Петровны, мебель классицизма ориентировалась на художественные формы античного искусства: в ней преобладают геометрическая правильность линий, ясность и четкость членений. В мебели рококо переходы одних конструктивных частей и деталей в другие, как правило, незаметны или умышленно замаскированы; в мебели классицизма конструкция предметов и сочленения деталей выражены очень ясно и четко.

Вместе с тем на протяжении всего периода мебель екатерининского классицизма сохраняла легкость форм, присущую рококо. Это достигалось особыми пропорциональными отношениями, при которых, например, ножки стульев, кресел, комодов и проч. оставались относительно тонкими и суживающимися книзу. Эта тенденция сохранялась до начала XIX века, хотя создавались и отдельные предметы массивных форм. Впечатлению легкости способствовали и вырезанные каннелюры, часто украшавшие ножки стульев и шкафов.

Коренным образом изменился характер резьбы: она становится скромнее и располагается в основном в конструктивных узлах предмета, например места скрепления ножки и царги декорировались резными розетками. Излюбленными мотивами были пальмовые ветви, лавровые листы, гирлянды, венки, вазы с цветами, ленты и банты.

Постепенно мебель приобретает все более строгие классицистические формы. В декоре мебели 60-90-х годов XVIII века можно выделить три основных типа.

Первый тип - это мебель с резьбой, золочением и окраской, в которой на фоне общего цвета углубления и выступы окрашивались в разные, гармонирующие друг с другом тона. Характерный пример - подзеркальный столик с тонкими каннелированными ножками и царгой, вырезанной в виде цепи овалов, украшенных свисающими гирляндами; резное подстолье решено в несколько цветов. В некоторых случаях полихромная раскраска разных предметов одного гарнитура варьировалась, не нарушая при этом единства всего ансамбля. Такая полихромия была специфически русским явлением. Обивка разных предметов из одного гарнитура могла быть различной по рисунку, но выдержанной в одной гамме. Отделка предметов обстановки сочеталась с отделкой стен комнаты. Мебель иногда расписывалась изображениями мифологических персонажей золотой краской по синему фону, а иногда роспись повторяла классицистические элементы резьбы - колонны, вазы, гирлянды. Резьба занимала основное место в декоре мебели русского классицизма последней трети XVIII века. На смену рокайльным орнаментам и завиткам предыдущего периода пришли симметричные античные мотивы - розетки, венки, овалы, аканты, лавровые листья. Резьба всегда располагалась на предмете в точном соответствии с его конструкцией, мотивы вытягивались и сжимались в зависимости от формы, которую они украшали. К концу столетия в резьбе мебели появляются мифологические существа, а для столешниц начинают использовать цветной камень и мрамор, который в это время становится модным.

Второй тип - мебель с декором из наборного дерева. Большинство дошедшей до нас мебели наборного дерева имеет довольно простую отделку. Обычно это геометрический орнамент "в елочку", "в шашку", "сеточкой", "ромбами", "полосками" из светлой и темной древесины разных пород, часто с помещенными на подобном фоне изображениями цветов, ваз, эмблем искусств и наук, пейзажами и т. п. Однако встречаются предметы, декорированный сложным набором, выполненным с большим мастерством. Высоким искусством, например, отличаются работы крепостного мастера П. Б. Шереметева Никифора Васильева. В небольшом столике строгих форм на столешнице представлен вид Кускова. Это - пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, по преданию, ослеп. В наборной мебели 1790-х гг. используется новый материал, не известный западноевропейским мастерам, - карельская береза. Считается, что впервые ее ввел в употребление П. В. Мещерский, актер, живописец и скульптор, любивший декоративно-прикладное искусство и сам выполнявший работы в своей столярной мастерской. В XVIII веке карельскую березу использовали в работах наборного дерева только в качестве фона, как, например, в футляре стоячих часов 1794 года. Сплошная фанеровка больших плоскостей, связанная с широким распространением мебели из карельской березы, характерна для русской мебели XIX века. В более простой мебели последней трети XVIII века вместо наборной работы в качестве декора применялась роспись красками - ею украшались плоскости царг и спинок.

Третий тип мебели - мебель из полированного красного дерева, обладающего богатыми красочными оттенками - от темно-малинового до желтовато-красного. Основным средством достижения художественного эффекта была блестящая полировка поверхности, показывающая красивый цвет и текстуру дерева. Резьба и золочение в такой мебели не использовались; вместо этого осторожно вводились тонкие прокладки и украшения из металла, подчеркивающие конструкцию вещи. Похожую мебель делали из простых сортов древесины, а потом придавали вид красного дерева. Стулья, кресла, диваны, столы разных форм, шкафы, комоды из красного дерева более, чем аналогичная по форме и функции мебель первых двух типов, выражали идеи классицизма: сдержанность, легкость, четкость конструкции и членений. Стиль приобретал в этом варианте изысканную строгость, а спокойный цвет древесины придавал предметам монументальность. Характерный пример мебели этого типа - подзеркальный стол конца XVIII века.










Мы рекомендуем



Кухня из массива карельской сосны
Цена: от 22000.00 руб.
(за погонный метр)
Телефон продавца: (499) 194-7010 (499) 123-0108 (499) 728-41-09
 
Кабинет "Modern"
Цена: 31936.00 руб.
Телефон продавца: (499) 340-6795
 
Шкаф-купе с эффектом пескоструйной обработки
 
Cтол "Осса" раскладной с дополнительной столешницей
Цена: 1995.00 €
Телефон продавца: (499) 243-2220
 




5 декабря 2016г.
Дизайнерская мебель: достоинства и преимущества
Дизайнерская мебель, как правило, изготавливается из дорогостоящих материалов, она выглядит богато, эффектно, стильно. Особенность образцов кроется в том, что над их созданием трудятся настоящие профессионалы, квалифицированные мастера, которые выполняют изделие в единственном экземпляре, в некоторых случаях может производиться несколько единиц.
——— читать дальше »


8 ноября 2016г.
Плюсы и минусы гардеробной за шторой
На сегодняшний день дизайнеры предлагают большое количество способов хранения вещей в квартире. Все они различаются между собой, по-своему оригинальны, и, конечно же, зависят от размера помещения. Одним из таких способов является создание гардеробной комнаты с помощью обычной шторы. Многие видят в нем очень практичный и разумный метод хранения одежды. Но так ли это?
——— читать дальше »


20 октября 2016г.
Подготавливаем жилье к зиме
Зима, как известно, всегда наступает внезапно, даже если мы готовимся к ней за несколько месяцев до наступления. Вместе со снегом, морозом и холодным ветром в это время года обычно приходит осенняя депрессия и меланхолия.
——— читать дальше »


19 октября 2016г.
История появления кулера для воды
Изобретением приспособлений для подачи питьевой воды занимались еще наши предки. Первые системы водоснабжения были построены на территории Древнего Рима, Греции и Римской Империи.
——— читать дальше »


4 октября 2016г.
Как грамотно распланировать удобный шкаф
После того как вы купили одежду, ее нужно будет правильно расположить в домашнем шкафу. Как же лучше использовать внутреннее пространство шкафа?
——— читать дальше »


Каталог мебели MebSite.ru - это мебель на любой вкус. Здесь Вы найдете кухни и шкафы-купе, столы и стулья, компьютерные столы и сейфы, офисные перегородки и кабинеты руководителя, гостиные и спальни, окна и двери. Широко представлена кухонная мебель, офисная мебель, мебель для дома, различного вида мягкая мебель. Для различных заведений представлена специализированная мебель: мебель для гостиниц, школьная мебель, мебель для кинотеатров, баров и кафе, а так же медицинская мебель. У нас большой выбор элитной мебели и мебели на заказ.
Copyright © MebSite, 2005-2018
E-mail: info@mebsite.ru

вся мебель интернета на одном сайте
Rambler's Top100